Перейти к основному содержанию

Донбасс без воды

Украина заблокировала подачу воды в канал Северский Донец – Донбасс. Что бы предотвратить гуманитарную катастрофу в регионе, в рекордные сроки, всего за четыре месяца построили водовод для подачи на Донбасс воды из реки Дон.

Но водовод не решил проблему водоснабжения Донбасса. И прежде всего из-за больших потерь при транспортировке воды до потребителей. Выясняется, что водопроводные системы в городах ДНР сильно изношены, что они не ремонтировались с 90-х годов прошлого века. И это притом, что Россия начала выделять деньги на восстановление системы ЖКХ и ремонт водопорводов еще в 2014 году.

Только в 2014-2016 годах московская фирма «Трест МСМ-1» заключила с Минстроем России как минимум 5 контрактов на общую сумму более 18 миллиардов рублей. Эти деньги были выделены, в том числе и на ремонт водопроводов. Но куда утекли эти деньги, никто не знает.

Подробности – в программе «Донбасс без воды».

Донбасс без воды

На Донбассе катастрофически не хватает пресной воды. Жители Донецка обратились к президенту России Владимиру Путину и главе Следственного комитета России Александру Бастрыкину с требованием направить на Донбасс комиссию из Москвы. Жители Донбасса требуют дать ясный ответ, куда утекли деньги, давным-давно выделенные на ремонт городских водопроводов.

Парадоксально, но деньги и деньги огромные. На восстановление системы ЖКХ, в том числе и на ремонт изношенной системы водоснабжения Донецка Москва начала выделять еще в 2014 году, когда Донбасс еще только объявил суверенитет. Но эти деньги куда-то утекли.

Ремонт, похоже, был сделан лишь по отчетам. О том, что водопроводы Донецка крайне изношены, что водопотери при прокачке воды до потребителей сегодня составляют порядка 60 процентов, знает даже президент России. Сегодня знает.

А мы еще три года назад назвали имена, фамилии тех, кто увел выделенные деньги, назвали суммы, назвали названия фирм. Но все почему-то сохраняли смущенные молчания. Пока глава многострадального региона Денис Пушилин не донес вопрос до внимания уже самого президента.

Некоторые подробности. В советские годы Донбасс снабжался водой по каналу Северский Донец – Донбасс. По решению правительства строится канал Северный Донец – Донбасс протяжением 125 километров.

От канала будут продолжены обветвления к промышленным центрам. При помощи мощных насосов вода преодолевала подъемы и закачивалась в канал, по которому поступала в такие города, как Донецк, Мариуполь, Молноваха, Горловка, Макеевка. После начала специальной военной операции Украина обесточила насосные станции первого и второго подъемов, а станцию третьего подъема уничтожила ракетно-бомбовыми ударами.

Канал Северский Донец – Донбасс остался без воды. Началась водная блокада Донбасса. Нет альтернативы к каналу Северский Донец, но в полном объеме, чтобы был обеспечен Донбасс водой.

Водовод из реки Дон мог, и изначально так был спланирован, только не допустить гуманитарной катастрофы. Если бы не было водовода из реки Дон, даже не было бы речи о том графике, который сейчас есть. Очень неудобный, но он все-таки есть.

Где-то это раз в день на два часа, где-то раз в два дня, где-то у нас еще в республике есть раз в три дня подается вода, потому что много аварий, много порывов, давление как только повышаем, начинает трубы рвать, потому что слишком много гидроударов, и трубы просто даже новые не выдерживают, не говоря уже о старых. Водовод для подачи воды из реки Дон на Донбасс, о котором говорит Пушилин, это гидросооружение, решение возведения которого было принято осенью 2022 года. Чтобы построить водовод, в круглосуточном режиме работали 3,5 тысячи человек и полторы тысячи единиц техники.

Уже через 4 месяца, к апрелю 2023 года, построили и два водопровода по 200 километров каждый, и насосные станции, и электроподстанции, и накопители воды. Только труб изготовили, привезли и уложили 170 тысяч тонн. Но увы, этот водовод не решил проблему водоснабжения Донбасса.

Он покрывает менее половины общей потребности. Кроме того, из той воды, что уже перебрасывается с Дона на Донбасс, до потребителей доходит мизер. До 60% воды теряются из-за изношенности водопроводов.

Именно эти цифры прозвучали 4 августа в Кремле, где Владимир Путин принял главу Донбасса Дениса Пушилина. К сожалению, водовод, который был построен, не решает всех задач, и более того, он на плановый режим не вышел пока, насколько я понимаю. Но есть и другая проблема, о которой мне правительство докладывает.

Большие потери воды при перемещении этих ресурсов. Водопотери доходят местами до 60%. Почему? Владимир Владимирович, первая причина, мы сейчас вынуждены были сократить еще график, исходя из дефицита воды.

У нас в Донецком и Киеве сейчас раз в 3 дня на несколько часов подается вода, а в Янакеве и в группе городов близлежащих раз в 4 дня, в Мариуполе раз в 2 дня. Такой график, к сожалению, увеличивает износ сетей. Мы ремонтируем, ежедневно устраняется 100 порывов, и в пике у нас доходило до 2000 в неделю именно этих аварий.

Это уже мало того, что износ у нас сетей накопленный, он действительно не ремонтировался, но уже рвёт. Пушилин вряд ли решился бы врать Путину или доложить неточную или неполную картину. Водопроводные сети в Донецке, похоже, действительно не ремонтировались десятилетиями.

И это при том, что Москва начала выделять деньги на ремонт водопроводов еще в 2014 году, как выделяла и в 2015 году, и в 2016. Так кто же фактически помог организовать водную блокаду Донбасса? В моем распоряжении есть копия как минимум пяти контрактов, заключенных Минстроем России с московской компанией «ЗАО Трест МСМ-1». Контракты были заключены в порядке оказания гуманитарной помощи Донбассу в 2014, 2015 и 2016 годах.

В этих контрактах речь шла в том числе и о ремонте изношенных водопроводов. Московскую компанию «ЗАО Трест МСМ-1» контролируют два бывших гражданина Украины, приехавшие в Москву из украинского города Смела и по очень сомнительным основаниям получившие паспорта граждан России. Это Сергей Гледелкин и его двоюродный брат Игорь Ткач.

Это невероятно, но Гледелкин и Ткач, а также члены их семьи без необходимых правовых оснований находятся под государственной защитой, которую осуществляет ФСБ. Но вернемся к государственным контрактам и давайте вместе заглянем в сами документы 2014, 2015 и 2016 годов, которые я обнаружил на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок. Судя по кодам бюджетной классификации, контракты заключались в рамках оказания гуманитарной помощи населению иностранных государств.

При этом во всех этих контрактах Трест МСМ-1 оказался так называемым единственным поставщиком. Ничем не примечательная компания, в послужном списке которой несколько скандалов с долгостроями в Москве и никакого опыта в восстановлении водопроводной инфраструктуры. Совершенно неудовлетворительным финансовым состоянием, чтобы доверять крупные государственные средства.

Почему-то обошлось без каких-либо гарантий исполнения госконтрактов, которые по системе госзакупок обязаны предоставлять господрядчики. Обычно требуют банковских гарантий или денежные заклады на 5-10% контракта. То есть, выбор был сделан вопреки всем правилам системы государственных закупок.

К чему была такая поспешность и легкомыслие государственного заказчика в лице Минстроя России? У него-то в то время таких крупных контрактов не было, и затеряться таким контрактом было негде. Изучим подробно только два государственных контракта. Заключенных летом 2015 года.

15 июля 2015 года Министерство строительства и ЖКХ России подписало государственный контракт № 60.7 САО Трест МСМ-1. Министерство обязалось заплатить 7 миллиардов 156 миллионов 829 тысяч 500 рублей. А МСМ-1 обязался на эти деньги оказать услуги по обеспечению работ по очистке воды, водоподготовке, использованию воды в составе теплоносителя в осенне-зимнем периоде, в услуги по обеспечению ремонта коммунальных предприятий в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду, не перечне объектов, не хотя бы примерного распределения выделяемых средств между ними.

МСМ-1 обязался выполнить эти работы до 31 октября 2016 года. Не прошло и месяца, как 13 августа 2015 года Минстроя России и МСМ-1 подписали еще один государственный контракт №73.7. На этот раз на сумму 7 миллиардов 594 миллиона 679 тысяч 500 рублей. Та же безадресная картина выделения огромных средств.

По этому контракту МСМ-1 обязался завершить все работы до 31 декабря 2016 года. Только за два летних месяца 2015 года Московское акционерное общество МСМ-1, контролируемое Гледелкиным и Ткачем гражданами Украины, получившими гражданство России, заключило с Минстроем России два контракта на общую сумму порядка 15 миллиардов рублей. А всего же МСМ-1 по пяти контрактам получил более 18 миллиардов рублей.

Это были деньги, выделенные в том числе и на ремонт водопроводной системы в городах Донецкой Народной Республики. Но ремонтом, похоже, никто не стал заниматься, а деньги рассосались по счетам подконтрольных им фирм. Рассказывал об этой мутной истории в программе «Донбасский зигзаг», которая вышла еще три года назад, 25 июля 2022 года.

Давайте посмотрим небольшой отрывок из этой программы о том, куда на самом деле утекли деньги, выделенные Донбассу в порядке гуманитарной помощи, начиная с 2014 года. Куда ушли деньги, выделенные из бюджета России на гуманитарную помощь ДНР, неизвестно. Но достоверно известно, что деньги, поступившие на лицевой счет ЗАО Трест МСМ-1, открытый в управление Федерального казначейства по Москве, были стремительно выведены на счета других компаний.

К примеру, на счета фирмы ООО «Строительная компания Флагман». Только через эту компанию ЗАО Трест МСМ-1 вывело из-под контроля казначейство 13 млрд 600 млн рублей. Аналогично и судьба 2 млрд 600 млн рублей, поступивших на счет ЗАО Трест МСМ-1, открытой в ПАО Межтопэнергобанк.

Не залежались бюджетные полмиллиарда рублей и на счету ЗАО Трест МСМ-1, открытого в Сбербанке. На счетах ООО «Строительной компании Флагман» деньги тоже не залежались. В июле-сентябре 2015 года эта фирма перекинула 6 млрд 100 млн рублей на счет ООО «Строимонолит», открытый в АКБ «Форобанк».

Еще 1 млрд 700 млн рублей «Флагман» перекинул в «Строимонолиту» на счет открытой в Межтопэнергобанке. 1 млрд 300 млн рублей поступили на счет «Строимонолита», открытой в «Глобексбанке». Еще 800 млн пришли на счет «Строимонолита», открытой в АО «Старбанк».

У всех этих банковских проводок есть многочисленные признаки вывода и последующего хищения бюджетных миллиардов. К рассказанному еще три года назад мне остается добавить, что миллиарды, выделенные Донбассу в 2014, 2015 и 2016 годах, были переброшены на счета фирм с номинальными учредителями и осели на счетах фирм, также контролируемых «Гляделкиным и Ткачем». Взять тот же «Строимонолит».

Компания продолжила транзит денег и перечислила 1 млрд 800 млн рублей компании «Дорстрой», зарегистрированные буквально за несколько месяцев до получения денег, которая, в свою очередь, перечислила средства в неизвестном направлении и прекратила какую-либо деятельность. Финансовую отчетность в налоговую эта компания никогда не сдавала. При этом подконтрольность этих юрлиц одной и той же группе физических лиц – не журналистские домыслы, а выдержки из решения арбитражного суда города Москвы по делу А-40 190 545 2018 года.

Невольно возникает вопрос, а куда смотрели контролирующие и надзирающие органы, которые у нас в стране столь влиятельны и многочисленны. Посмотреть полностью программу «Донбасский зигзаг», которая, повторюсь, вышла еще 3 года назад, можно по ссылке под этим видео. Но вернемся к событиям августа 2025 года.

Именно в августе по интернету разлетелась видеозапись обращения жителей Донецка к президенту России Владимиру Путину и главе Следственного комитета России Александру Бастрекину, с которого я и начал сегодняшний выпуск программы. Вот небольшой отрывок из этого видеообращения. Почему водопроводная система разваливается на глазах у власти, а они отчитываются успехами и борьбой за воду? Зима близко.

И почему зимой мы можем остаться полностью без воды, тепла, когда котельные встанут из-за нехватки электроэнергии, которая напрямую связана с нехваткой воды? Это не просто халатность, это предательство. Предательство тех, кто с 2014 года верил в Россию, кто голосовал за воссоединение, кто терпел обстрелы, но не сдался, не покинул территорию Донбасса. Факты, которые требуют немедленного вмешательства президента России и представителя Следственного комитета России.

Вода в кранах ржавая, трубы гнилые, но деньги на ремонт куда-то исчезают. Мы требуем немедленно направить из Москвы комиссию для надзора за выполнением обещаний руководства ДНР и для проверки, куда ушли деньги на расчистку рек, почему не ремонтируют водопровод. Мы присоединяемся к этому крику души жителей Донбасса и поддерживаем их требования.

Садовой журнал, в свою очередь, направил журналистские запросы в Следственный комитет, в Генеральную прокуратуру, в ФСБ и в Администрацию президента России с просьбой предоставить информацию, будет ли проведена детальная проверка расходования средств федерального бюджета, выделенных на восстановление инфраструктуры Донбасса, начиная с 2014 года. Когда получим ответы, обязательно обнародуем.