Тайны капитана Ткача
Двоюрные братья Сергей Галиделкин и Игорь Ткач выросли на Украине. Но знаменитыми и богатыми стали только когда перебрались в Россию, в Москву. Настоящая слава компаньонам и родственникам пришла в 2019 году, когда они стали фигурантами знаменитого уголовного дела о черкалинских миллиардах. В апреле 2019 года был арестован подполковник ФСБ, руководитель банковского отдела управления КФСБ Кирилл Черкалин. А в связанных с ним квартирах были обнаружены залежи рублей, долларов, евро, фунтов, порядка 12 миллиардов в рублевом эквиваленте. Галиделкин и Ткач превосходно по-мхатовски сыграли роль потерпевших по делу Черкалина. И здорово помогли арестованному чекисту поскорее выйти на свободу.
Раскаявшись и полностью признав вину в совершении преступления, самого события которого, по всей видимости, вообще не было, Черкалин получил возможность сохранить тайну происхождения обнаруженных у него миллиардов. Черкалина приговорили к 7 годам колонии. Но он вышел на свободу, не отбыв и половину. Повторюсь. Подполковник ФСБ Кирилл Черкалин получил возможность не раскрывать тайну происхождения обнаруженных у него миллиардов. Благодаря Галиделкину и Ткачу, которые, как чип и дэйл, откуда-то выпорхнули и пришли на помощь. Подробности загадочного освобождения Черкалина из колонии можно посмотреть в программе «Подполковник Черкалин на фейс-контроле в Чайхане» по ссылке под этим видео. Но именно Галиделкин и Ткач продолжают привлекать общество. И это привлекает общественное внимание к уголовному делу о черкалинских миллиардах. И поэтому стали интересны и сами. Что это за люди? Что за персонажи? По ссылке под этим видео можно посмотреть программу «Жизнь по ксиве под защитой ФСБ».
В этой программе, выложенной 15 ноября, мы рассказали детективную историю о том, как потерпевший по уголовному делу о черкалинских миллиардах Сергей Галиделкин стал гражданином России. И получил российский паспорт. По документам, предоставленным им в компетентные органы, с 1991 по 1998 годы он жил в Чечне. В том числе и в годы первой Чеченской войны. Он якобы проживал на территории подконтрольной банди Гилаева. А вот на следствии по делу о черкалинских миллиардах, как и во время судебного процесса, Галиделкин рассказывал, что во второй половине 90-х годов жил и работал в Москве. И благодаря этим сведениям, от которых за версту пахнет липой, Галиделкин и стал гражданином России. После выхода этой программы на меня посыпались упреки. Почему я рассказал про загадочные обстоятельства получения российского гражданства только Сергеем Галиделкиным?
Почему обделил вниманием второго потерпевшего по делу Черкалина, Игоря Ткача, двоюродного брата, компаньона и соратника Галиделкина и бывшего руководителя Моснадзора, органа исполнительной власти города Москвы времен Лужкова? А сегодня рассекающего по столичным улицам за рулем новенького Майбаха. Претензии принимаются, исправляюсь. Команда судового журнала пересмотрела и более внимательно изучила имеющиеся в нашем распоряжении документы. Из них следует, что российское гражданство Игоря Ткача тоже какое-то очень мутное. А ведь он с 5 марта 2008 года полтора года работал заместителем председателя контрольного комитета, начальником управления экономической безопасности правительства Москвы. А потом вообще взлетел до руководителя Моснадзора. Имел доступ к очень многим документам мэрии Москвы, на которых стоял гриф «Секретно» или «ДСП» для сюжетного пользования. И сегодня у меня есть все основания предположить, что в конце 90-х в то время капитан украинской полиции Игорь Ткач мог быть завербован украинской разведкой.
И, возможно, направлен в Москву. Именно по заданию разведки Украины. Из официальной биографии Игоря Ткача известно, что он родился и вырос на Украине. В 1994 году окончил Кировоградский педагогический институт и получил диплом по специальности учитель истории и народоведения. Чем занимался Ткач после вуза, доподлинно неизвестно. Но в 2019 году во время одного из допросов в следственном комитете он рассказал следователю, что став дипломированным учителем истории, поступил на службу в полицию Украины и за три года дослужился до звания капитан. В 1997 году происходит невероятное. 24-летний украинский капитан полиции отказывается от стремительной карьеры на родине и едет в Москву. И три года живет в столице России, фактически на нелегальном положении. Во всяком случае нет ни одного документа, подтверждающего, что в эти годы украинский капитан хоть где-то работал. Первая официальная запись в его трудовой книжке появилась в октябре 2000 года.
Именно в октябре 2000 года капитан украинской полиции устроился рядовым сотрудником охраны в ЧОП агентства безопасности РЭМ, учрежденной Игорем Ковпаком, свояком Ткача, также перебравшимся в Москву из того же самого украинского города Смела, откуда приехали и Гледелкин, а чуть позже и Ткач. В трудовой книжке Ткача, представленной следствию, в тот год было записано, что до 2000 года у него вообще не было трудового стажа. А уже через пять месяцев, в марте 2001 года, Ткач перешел на работу в государственное унитарное предприятие «Москва-Центр», занимавшееся стройками в центре Москвы, на должность заместителя руководителя. Руководителем этой организации уже трудился Сергей Гледелкин, которого, по всей видимости, пролоббировало на эту должность руководство Интеку. В то время это самая влиятельная организация на рынке недвижимости Москвы. Возможно, это было сделано в благодарность за успешное приобретение за бесценок имущества Треста МСМ-1.
Рассказывал об этой скверной истории в программе «Батуринский миллиардер», посмотреть которую также можно по ссылке под этим видео. Признаюсь, это мой косяк. Когда команда судового журнала работала над этой программой, я не обратил внимания на мутные обстоятельства того, как Игорь Ткач, скажем по-тактичнее, обосновался в России. Исправляюсь. За девять месяцев до мистического карьерного взлета и назначения на должность заместителя руководителя государственного унитарного предприятия «Москва-Центр» 4 июля 2000 года Луспенское отделение милиции Одинцовского УВД Московской области выдало Игорю Ткачу паспорт гражданина России серии 4600 № 499831. Это очень интересная серия. И номер паспорта. Паспорта серии 4600 в начале века действительно выдавались жителям Московской области. А вот паспорта этой серии, но с номерами от 483 тысяч и дальше, выдавались россиянам, проживающим в Казахстане, на территории города Байконур. Дело в том, что город Байконур в Казахстане, где находится знаменитый космодром, относится к Одинцовскому району Подмосковья.
Такой статус Байконур получил благодаря договору аренды территории, срок действия которого продлен до 2050 года. Согласно договору, Россия ежегодно перечисляет в бюджет Казахстана 115 миллионов долларов США. А все жители Байконура считаются жителями Подмосковья. Был ли Игорь Ткач когда-нибудь на Байконуре? Я не знаю. А вот у первого его российского паспорта, похоже, космическое происхождение. К слову, в 90-е годы Одинцово было известно как аномальная территория, где ушлые мигранты могли по-хитрому оформить российский паспорт. Было много разных схем. Фиктивные браки, липовые справки о проживании в начале 90-х на Байконуре или в Чечне. Об этих схемах можно рассказывать долго. А лично у меня сформировалось твердое оценочное суждение, что первый российский паспорт, как и российское гражданство Игоря Ткача, очень мутные. Очень похоже, что высокопоставленный чиновник мэрии Москвы Ремен Лужкова так и остался гражданином Украины.
Ну, разве что уже давно не капитан. Может, он уже и украинский полковник. Вопрос риторический. Но вернемся к уголовному делу в отношении Кирилла Черкалина, которое было изъято из производства следователя по особо важным делам Главного военного следственного управления полковника Юрия Самсонова и передано в производство майора Альберта Овчинникова, только-только переведенного с Урала в центральный аппарат Следственного комитета России. Передавая дело в суд, следователь Овчинников то ли забыл вложить, то ли ненароком удалил из тома №14 справочную информацию о потерпевших. Но, воля случая, эти документы в итоге снова появились в материалах дела. Это такие документы, как запросы психиатрам, наркологам, МВД, ЗАГС, направленные еще в мае 2020 года. В этих запросах были требования предоставить справки, к примеру, о том, что на учете у наркологов и психиатров ни гляделки, ни ткачников. Они не состояли. Ответные запросы пришли быстро.
20 мая 2020 года из ЗАГСа Москвы, к примеру, пришел поразительный официальный документ. Дословно. Записи актов о рождении детей, о заключении брака, о расторжении брака, об установлении отцовства, о перемене имени на ткача Игоря Александровича 10 июня 1973 года рождения не обнаружены. Проверка производилась по записям актов гражданского состояния, составленным органами ЗАГС Москвы за период с 1 января 1990 по 19 мая 2020 года. Поразительно, но в материалах уголовного дела нет и ответа на стандартный запрос в информационный центр МВД с требованием предоставить копии заявления о выдаче замене паспорта по форме номер 1-П в отношении Игоря Ткача, уроженца Украины, начавшего трудовую деятельность в России в конце 2000 года. В возрасте 27 лет. Сам запрос есть, а ответа нет. Мне остается только догадываться, что подумал следователь по особо важным делам майор Овчинников, когда прочитал официальный документ из ЗАГСа Москвы, из которого следовало, что в биографии Игоря Ткача до 2000 года какая-то огромная, уходящая в бездну нестыковка с той официальной биографией, которую все знают по рассказам самого Ткача, но которая, повторюсь, не стыкуется с ответом Игоря Ткача.
Потому что из этого документа следует, что до 2000 года и даже позже Игоря Ткача как бы вообще не было. Не было ни регистрации брака в 2003 году, ни рождения двух детей. То есть, вполне возможно, что Игорь Ткач это совсем не тот человек, за кого себя выдает. Повторюсь, я не знаю, о чем подумал следователь по особо важным делам майор Овчинников, когда прочитал официальный документ из ЗАГСа Москвы, но мне почему-то вспомнился липовый ветеран Великой Отечественной войны Сергей Маслов, разоблаченный лишь в 2013 году. Этот лжеветеран возглавлял Совет ветеранов подмосковного города Пушкин, ходил в школы на уроке мужества, рассказывал детишкам, что был участником парада 1941 года в Москве, что легендарный Лев Даватор лично вручил ему орден боевого красного знамени. Маслов сумел втереться в доверие даже к тогдашнему губернатору Подмосковья Борису Громову.
Сыграл на любви генерала-губернатора к лошадям, предложив провести конный марш памяти по местам боевой славы Подмосковья. Громов наградил лжеветерана автомобилем «Лада Калина». Подлез Маслов и к тогдашнему мэру Москвы Юрию Лужкову, предложив издать памятную книгу «Парад парадов» об участниках парада 7 ноября 1941 года. На титульном листе книги руководителям группы по изданию книги значится Юрий Михайлович Лужков, а на несколько строчек ниже — Маслов. Маслов всем рассказывал, что лично подводил коня товарищу Сталину. А в 2013 году вскрылась чудовищная правда. Выяснилось, что в 1942 году лейтенант Маслов прибыл в действующую армию. 24 июля 1942 года попал в плен и согласился на сотрудничество с фашистами. Участвовал в карательных операциях в оккупированной Белоруссии, затем прошел спецкурсы и продолжил службу в подразделении СС «Митте», командиром которого был легендарный диверсант 3-го рейха оберштурмбампфюрер СС Отто Скорцени.
Орден боевого красного знамени Маслова оказался купленным на черном рынке, а героическая биография — вымышленной. Не могу объяснить, почему мне вспомнился именно фашистский прихвостень Сергей Маслов, разоблаченный лишь в 2013 году, но почему-то вспомнился именно этот липовый ветеран, когда я прочитал справку из ЗАГСа Москвы с биографической дырой Игоря Ткача. Следователь Овчинников, конечно же, должен был поручить оперативникам ФСБ разобраться с этим провалом в биографии и обстоятельствами получения гражданства России капитаном украинской полиции. Но делать этого не стал. На момент распада СССР Ткач жил на Украине. На допросах он рассказывал, что приехал в Москву в 1997 году. Для получения российского паспорта ему нужно было пройти процедуру принятия в гражданство России. А обычным условием подачи ходатайства о приеме в гражданство России для иностранных граждан — граждане Украины в этом отношении не являлись исключением — было постоянное проживание, прописка на территории России в течение пяти лет.
Это прямо следует из пункта 2 статьи 19 Закона о гражданстве России. Принятого 28 ноября 1991 года. То есть получить российский паспорт раньше, чем конец 2001 года, начало 2002 года, Игорь Ткач вряд ли мог. Но тем не менее, в 2000 году ему был выдан паспорт гражданина России с Байконурской серией. И судя по справке из Закса Москвы, полученной следователем Овчинниковым, Игорь Ткач процедуру принятия в гражданство России вообще не проходил. А ведь речь про далеко не рядового гражданина России. Этот иностранец на протяжении более трех лет находился на государственной гражданской службе, занимая только руководящие должности по линии экономической безопасности в органах исполнительной власти Москвы, в Москонтроле и Моснадзоре. Но разбираться с паспортом и российским гражданством Игоря Ткача не стали. Ответ из Закса попытались просто убрать из материалов уголовного дела. Но благодаря случайности, справку об этом не получили.
Вернули в материалы дела. У меня есть подозрение, что если бы начали разбираться, могла бы посыпаться вся конструкция уголовного дела в отношении Кирилла Черкалина, по которому Игорь Ткач и его родственник Сергей Гледелкин великолепно сыграли роли потерпевших. Если бы не эти потерпевшие, Черкалину, возможно, пришлось бы раскрыть тайну происхождения обнаруженных у него кубометров денег. И нам ничего не остается, как продолжать разбираться, почему молодой и перспективный капитан украинской полиции Игорь Ткач в конце 90-х скоропостижно оставил службу в полиции Украины и поехал в Москву, где сначала три года не пойми где и не пойми чем занимался, а потом устроился сторожем на одной из троек Москвы. И как он получил российский паспорт, и как стал гражданином России.