ОПГ «Таганские», ЦРУ и оружие
27 февраля 2025 года спецназ ФСБ доставил в Мосгорсуд взрывчатку, огнеметы, гранатометы, десятки пистолетов и автоматов, тысячи единиц боеприпасов, в том числе и бронебойные патроны СП-6. Точно такими же патронами 16 января 2013 года у входа в ресторан «Старый фаэтон» на Поварской улице Москвы был убит Аслан Усоян, которого и друзья, и враги называли «Дедом Хасаном», а официантка Марьям Бикчурина, встречавшая знатного гостя у порога, получила ранение позвоночника. Выжила, но навсегда осталась инвалидом 1-й группы.
Оружие и боеприпасы ФСБ доставило в Мосгорсуд на процесс по делу руководителей и участников ОПГ «Таганские». И это была только часть арсенала, изъятого в схроне «Таганских» в марте 2019 года.
Шесть лет назад, весной 2019 года, один из «Таганских» пошел на сотрудничество со следствием и показал место, где был оборудован схрон для хранения оружия и боеприпасов «Таганских». Этот член ОПГ предоставил следствию настолько ценную информацию, что с ним было заключено досудебное соглашение о сотрудничестве. А когда началась спецоперация, он отправился на фронт, откуда вернулся после тяжелого ранения. 13 ноября прошлого года он приходил в Мосгорсуд в качестве свидетеля.
В самом конце допроса свидетеля подсудимый Жирноклеев спросил его: «Ты же всегда был с нами? Почему ты сейчас свидетель? Почему не с нами? Почему не в клетке?» Судья снял вопрос как не имеющий отношения к рассматриваемому делу. Но свидетель ответил, глядя в глаза Жирноклееву: «Родина дала мне шанс искупить вину кровью. Я воспользовался этим шансом и отправился в зону боевых действий».
Но вернемся к судебному заседанию, которое состоялось 27 февраля, и во время которого присяжным продемонстрировали арсенал «Таганских», подозревая, что каждый из присяжных задумался, сколько же человек можно было убить или покалечить этими автоматами и пистолетами, и сколько преступлений было предотвращено благодаря тому, что схрон оружия был обнаружен и изъят.
А еще полагаю, что каждый из присяжных задумался, зачем Жирноклееву было нужно столько оружия, которым вполне можно вооружить целые подразделения и устроить на улицах Москвы кровавую бойню? Зачем?
Как раз накануне завершился допрос Жирноклеева, в ходе которого он очень старательно рассказывал байки о том, что он коммерсант, а не бандит. Например, сообщил, что срочную службу он проходил в спецназе ГРУ, что перед увольнением ему предложили продолжить службу, но он отказался. А в 1993 году с ним связался его бывший комбат, который пришел на встречу с каким-то генералом СВР. И во время разговора ему сказали, что ГРУ очень интересуется Фрэнком Ньюменом, с которым Жирноклеев познакомился в 1993 году, потому что, по словам Жирноклеева, Ньюмен был штатным сотрудником ЦРУ и торговал оружием.
«Так я вернулся на службу в ГРУ, внедренным сотрудником», – заявил Жирноклеев присяжным, чтобы собирать информацию про Фрэнка Ньюмена.
Срочную службу Жирноклеев действительно прошел в ГРУ и действительно уволился в запас с должности замкомзвода 16-й бригады спецназа ГРУ. И произошло это еще в 1987 году. А вот про Фрэнка Ньюмена Жирноклеев, похоже, беспардонно врал.
В начале 90-х этот гражданин США действительно приехал в Россию, чтобы открыть в Москве сеть мебельных магазинов. По словам Жирноклеева, он помог Ньюмену подобрать помещение, а потом начал приводить клиентов. За это получал комиссионные.
Комиссионные были хорошие – и 50 тысяч долларов, и 70. «Могли быть и 100 тысяч долларов», – ответил Жирноклеев на уточняющий вопрос. Но если Ньюмен был штатным сотрудником ЦРУ, а Жирноклеев получал от него 50, 70, а то и 100 тысяч долларов, не продавал ли Жирноклеев Родину? За что ему платил Ньюмен?
У меня есть сильное подозрение, что на самом-то деле Ньюмен платил «Таганским» за крышу. История этого американца хорошо известна. Вот что писал «КоммерсантЪ» в феврале 1994 года о первом магазине, открытом Фрэнком Ньюменом:
«Новый салон-магазин предлагает мебель испанского, итальянского и американского производства исключительно по каталогам. В торговых залах можно увидеть только выставочные образцы».
Фрэнк Ньюмен был президентом американской торгово-промышленной компании «АМ-ТАК» – производителя и поставщика мебели класса премиум с годовым оборотом более 500 миллионов долларов США.
К 2005 году Ньюмен владел в Москве целой сетью мебельных салонов «Абитаре». И тут на него была совершена рейдерская атака. В 2005 году истекал десятилетний срок аренды пяти магазинов сети, расположенных в Центральном округе Москвы. Арендодатель не стал продлевать срок аренды для магазинов, а заключил договор с фирмой подконтрольной ОПГ «Таганские». В итоге мебель, оставшаяся в помещениях и на складах магазинов, стоимостью около 4,5 миллионов долларов, была передана в собственность новых арендаторов, которые даже не стали ничего менять и продолжили бизнес под брендом «Абитаре».
11 февраля 2005 года «КоммерсантЪ» написал:
«9 февраля в дежурную УВД Центрального округа обратился президент ЗАО «Абитаре» американец Фрэнк Ньюмен с заявлением о насильственном захвате принадлежащей ему сети салонов с одноименным названием. По заявлению господина Ньюмена, бывшие управляющие сетью, члены таганской организованной преступной группировки объявили себя новыми собственниками магазинов «Абитаре» и, угрожая жизни и здоровью владельца торговой сети, завладели принадлежащим ему имуществом и присвоили вырученные от продажи мебели деньги. Общий ущерб Фрэнк Ньюмен оценил в 4,5 млн долларов. В УВД Центрального округа подтвердили факт получения заявления от господина Ньюмена, заявив, что оно принято к рассмотрению».
Конец цитаты.
Но дело спустили на тормозах, помогли, по всей видимости, коррупционные связи «Таганских». Не только не возбудили уголовное дело, но еще и Ньюмена внесли в список не въездных в Россию.
Он полетел по делам в США, а когда прилетел обратно, в Шереметьево его развернули, аннулировав визу. Так что не было никакого штатного агента ЦРУ, байку по которого Жирноклеев с упоением рассказывал присяжным. А был незадачливый бизнесмен из США, которого угораздило связаться с Жирноклеевым и «Таганскими», но которому хотя бы повезло, что его не убили, захватив созданную им сеть магазинов. К слову, об истории Фрэнка Ньюмена писали и на Западе.
К примеру, в мае 2005 года в немецкой газете «Die Welt» вышла публикация, в которой были такие строки:
«Американский бизнесмен Фрэнк Ньюмен, владелец сети мебельных магазинов «Абитаре», пережил самый черный час в своей жизни, когда люди в масках ворвались в его офис и вынудили его переписать «Абитаре» на бывших деловых партнеров. На этой сделке Ньюмен потерял почти 5 млн долларов. Он бежал в США. Когда он еще раз захотел приехать в Россию, ему стало ясно, кто стоял за всем этим делом. Паспорт у Ньюмена был отобран на границе, он стал «персоной нон грата».
Сеть магазинов «Абитаре» по инерции проработала еще несколько лет. А в 2017 году закрылся последний магазин сети.
К слову, один из «таганских», ставший учредителем сети «Абитаре» после того, как магазин отжали у Фрэнка Ньюмена, в 2021 году был объявлен в международный розыск. Басманный суд удовлетворил ходатайство о заочном аресте обвиняемого, которому инкриминировались: часть 2 статьи 105 – «Убийство двух и более лиц», статьи 222 – «Незаконное хранение оружия», части 2 статьи 210 – «Участие в преступном сообществе», статьи 223 – «Незаконное изготовление оружия».
Но вернемся к судебному процессу в Мосгорсуде и допросу Игоря Жирноклеева, которого обвинение считает лидером ОПГ «Таганские». Жирноклеев рассказал присяжным, что в начале 90-х решил создать алмазную биржу, а под это дело взял кредит в банке. А банк потребовал досрочно погасить кредит. Жирноклеев сообщил о требовании банка своим товарищам Александру Граберу по кличке «Шмидт» и Владимиру Федину по кличке «Шил». Поехали разбираться с банком, но там их якобы ждала засада. «В меня тоже стреляли, – заявил Жирноклеев, – но не попали».
История этой перестрелки, которая произошла 16 июня 1994 года там, где сегодня располагается главный корпус Следственного комитета России, хорошо известна. Давайте посмотрим репортаж, который вышел на НТВ уже вечером того самого дня, когда произошла перестрелка, в которой погибли трое «таганских».
Приводится отрывок из репортажа канала НТВ об убийстве в июне 1994 года участников «Таганской» ОПГ Вячеслава Фроловского, Александра Грабера и Владимира Федина.
Из этого репортажа, снятого по свидетельствам очевидцев, по горячим следам, «Таганские» приехали к входу в банк первыми и просидели в машинах более полутора часов. Так что байки Жирноклеева про засаду – это не более, чем его фантазия.
Не стыкуется и утверждение Жирноклеева, что целью преступников был именно он. Это не похоже на правду. Судя по репортажу НТВ, в этой кровавой разборке были убиты именно те, кого и планировали убить отморозки из конкурирующей банды. Да и про алмазную биржу «Таганские» начали мечтать лишь в начале двухтысячных, а не в начале девяностых.
А в конце программы хочу рассказать еще об одном судебном заседании, состоявшемся 27 января. В этот день присяжным показали фотографии, которые Жирноклеев бережно хранил и которые были изъяты у него во время обыска 22 января 2019 года.
Вот эти фотографии. На них Жирноклеев запечатлен с Мерабом Джангвеладзе, куда более известным в криминальном мире по кличке «Мераб Сухумский», и который уже более десяти лет живет за пределами России. Именно Мераба Джангвеладзе или «Мераба Сухумского» правоохранительные органы России подозревают в организации убийства Аслана Усояна, которого, повторюсь, и враги, и друзья называли «Дедом Хасаном».
Мы продолжаем следить за судебным процессом в Мосгорсуде над руководителями и членами ОПГ «Таганские», который вышел на финишную прямую. Уже совсем скоро начнутся прения, после окончания которых присяжные вынесут свой вердикт.