«Портал» на триллион для «Ландромата»
24 марта 2025 года в Замоскворецком суде Москвы огласили приговор в отношении участников преступной группы, которая орудовала при банке «Новое время». И по версии обвинения, за почти 10 лет, в период с 31 октября 2009 года по 14 августа 2019 года, в ходе осуществления незаконной банковской деятельности, провела проводки из России за границу на 836 млрд 210 млн 435 тыс. рублей, 4 млрд 162 млн 793 тыс. долларов США, 1 млрд 87 млн 449 тыс. евро.
Денис Яхин и Антон Косырев, которые обвинялись в незаконной банковской деятельности статья 172 Уголовного кодекса и в участии в преступном сообществе статья 210 Уголовного кодекса, приговорены к восьми и восьми годам, шести месяцам колонии общего режима, соответственно. С учетом того, что под стражей они находятся с апреля 2021 года, а день в СИЗО приравнивается к полутора дням в колонии общего режима, уже через год они могут выйти на свободу.
Еще двое подсудимых, Евгения Санина и Ирина Филимошина, которым также инкриминировали статьи 172 и 210 УК, приговорены к семи годам и шести месяцам колонии общего режима. Во время судебного процесса, который начался еще в октябре 2023 года, женщины находились или под домашним арестом, или на подписке о невыезде, поэтому их взяли под стражу в зале суда.
Арестовали в зале суда и Светлану Чёрную, которую приговорили к четырем годам колонии общего режима. Это при том, что женщина обвинялась исключительно в незаконной банковской деятельности при банке «Новое время». Еще двое фигурантов дела получили условные сроки, а четверым подсудимым реальные сроки в 4-4,5 года общего режима заменили на принудительные работы.
Наказание выглядят очень гуманными, если вспомнить, что это то самое уголовное дело, про которое заместитель руководителя Московского управления Следственного комитета России полковник Владимир Вазагов еще два года назад с гордостью рассказал прессе, что следователями столичного управления пресечена преступная деятельность транснациональной группировки, которая только по предварительным данным вывела за рубеж свыше одного триллиона рублей.
Интервью полковника Вазагова к изданию «КоммерсантЪ», опубликованное 15 января 2023 года, начиналось такими словами: «Как полковник Дмитрий Захарченко выводил миллиарды на Украину…»
Позволю себе привести еще несколько цитат из этой публикации.
«В состав ОПС кроме граждан России входили и граждане Украины, один из которых, кстати, являлся соорганизатором группировки и получал 40% от нелегального дохода. Используя ключи «Банк-клиент» фиктивных компаний, участники осуществляли незаконный оборот финансов непосредственно на территории Украины и Кипра, чтобы затруднить российским правоохранителям выявление фактов применения этих ключей».
В этом интервью полковник Вазагов приоткрыл и технологию работы транснациональной преступной группировки.
Схема работала так: российские клиенты подавали заявки на перекидывание денег из России в другие страны через специальную компьютерную программу, которая в уголовном деле получила название «Портал». В этой программе эти заявки обрабатывались и исполнялись.
Еще одна цитата из публикации «Коммерсанта»:
«Всего в теневом бизнесе участвовало несколько сот человек, роль каждого была четко регламентирована, в ОПС были своеобразные структурные подразделения: «Менеджеры», «Бухгалтеры», «Финансисты», «Инкассаторы», «Юристы», «Аудиторские компании», «Компьютерные технологии», «Архив» и даже «Привлечение клиентов». В общей сложности группировка контролировала более полутора тысяч юридических лиц и предпринимателей. Был у злоумышленников и свой банк — «Новое время». Используя его и целый ряд криминальных схем, фигуранты, по подсчетам следствия, обналичили или вывели за границу более 1 трлн руб., получив преступный доход в размере 32 млрд руб».
Удивительно. Но прессу это уголовное дело не заинтересовало. На оглашении приговора не было ни одного журналиста, кроме меня.
Из России, по версии обвинения, вывели один триллион рублей и всем «пофиг». Это нормально?
Не менее удивительно, что по этому уголовному делу не допросили хотя бы даже в качестве свидетеля – знаменитого полковника Захарченко, у которого в 2016 году нашли и изъяли 8 миллиардов в рублевом эквиваленте и который по двум приговорам в колонии строгого режима отбывает наказание в 16 лет лишения свободы.
Это при том, что еще 22 июля 2019 года был подготовлен документ, подписанный генерал-майором ФСБ, заместителем начальника управления «М». Документ назывался «Постановление о предоставлении результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд». Захарченко в этом документе фигурировал как чуть ли не основной выгодоприобретатель криминального промысла в тени банка «Новое время» вместе с такими персонами как Раздорожный, Станкевич, Моторин.
Валерий Раздорожный в 2008 году учредил банк «Новое время». Он гражданин Украины, четырехкратный чемпион мира и чемпион Европы по пауэрлифтингу. До того как стать банкиром, Раздорожный возглавлял московский филиал украинского «Нафтогаза».
Руководили банком Иван Станкевич и Дмитрий Моторин. В документе, подписанном генералом ФСБ зафиксировано, что прибыль от теневой деятельности банка «Новое время» распределялась в такой пропорции: Раздорожный – 40%, Станкевич – 20%, Моторин – 20%. А 20% доставалось полковнику МВД Дмитрию Захарченко.
В общем, Захарченко не получал взяток, он был компаньоном Раздорожного, Станкевича и Моторина и получал фиксированный процент от доходов портала.
Но повторюсь, Дмитрия Захарченко по этому уголовному делу не допросили даже в качестве свидетеля. Хотя он вполне доступен для российского правосудия, находится в колонии, в отличие от Раздорожного, Станкевича и Моторина, которым, похоже, позволили скрыться, и они давно покинули Россию. А вот эти три фамилии во время процесса в замоскворецком суде вспоминали часто. Немало страниц было написано про них и в обвинительном заключении.
В этом документе их называли руководителями преступного сообщества, которые
«осуществляли общее руководство преступным сообществом, основанное на принципах взаимозаменяемости и солидарной ответственности, находясь до августа 2016 года на территории Российской Федерации, а в последующем до 14 августа 2019 года на территории иностранных государств».
Раздорожный, к примеру,
«выполняя отведенную ему преступную роль, осуществлял следующие функции: организация поиска и привлечения к деятельности ОПС в качестве участников граждан Республики Украины…, поиск помещений для размещения рабочих мест, оснащение техническими средствами, в том числе компьютерной техникой и средствами связи; разработка и координация мер безопасности участников сообщества на территории Республики Украины, организация логистики и функционирования на территории Республики Украины ключей «Банк-клиент» для управления денежными средствами на банковских счетах подконтрольных сообществу компаний-однодневок, поиск клиентов на территории России, Украины и других государств; иные функции…»
Конец цитаты.
А вот про Дмитрия Захарченко вспомнили только когда оглашали протоколы обысков в квартирах, связанных с бывшим полковником МВД. Удивительно и то, что на этом процессе в Замоскворецком суде не упоминали и «ландромат». Это при том, что на другом судебном процессе, завершившемся в Пресненском суде Москвы еще в мае 2022 года, регулярно упоминали.
Добрую половину фигурантов уголовного дела, которых «оприговорили» 24 марта этого года в Замоскворецком суде, в 2021-2022 годах привозили в Пресненский суд. И они дали показания, из которых обвинение сложило мозаику, что криминальная площадка или «портал» при «Инкредбанке», а в последующем при банке «Новое время», это одно из звеньев схемы, ставшей знаменитой и в России, и за пределами нашей страны, как дело «молдавского ландромата».
Но Захарченко в Замоскворецком суде не вспоминали. Потому что если бы вспомнили, и если бы судили вместе со всеми, то пришлось бы отменить приговор, вынесенный в мае 2022 года в Пресненском суде Москвы. Потому что невозможно одновременно и компаньоном быть, а еще за то же самое и взятки получать.
В Пресненском суде Дмитрия Захарченко приговорили за получение взяток, в том числе и за общее покровительство «порталу», работавшему при банке «Новое время», чтобы «банкстеры» Раздорожный, Станкевич, Моторин спокойно работали, чтобы их никто не беспокоил. А взятки Дмитрию Захарченко якобы платил бизнесмен Валерий Маркелов, который не имел никакого отношения к банку «Новое время».
Маркелову предлагали сделку со следствием – признать вину и выйти на свободу. Но он на сделку не пошел, даже уже когда стало известно, что он смертельно болен. 3 августа 2023 года Мосгорсуд отменил приговор в отношении Валерия Маркелова и прекратил его уголовное преследование в связи со смертью подсудимого.
Выпускник Ташкентского высшего общевойскового командного училища, капитан запаса Валерий Маркелов не пошел на сделку с совестью и следствием. И до последнего вздоха боролся за справедливый оправдательный приговор, за свое честное имя. Он ушел из жизни 13 июля 2023 года. Ушел несломленным, непобежденным, не смирившимся с предъявленными обвинениями. И ушел несудимым, сохранив честь и достоинство ценой своей жизни.
Подробности жизни и смерти Валерия Маркелова можно посмотреть по ссылке под этим видео в программе «Последний бой капитана Маркелова». Мы же вернемся к приговору, вынесенному 24 марта в Замоскворецком суде.К самому главному и самому странному в этом уголовном деле, во всяком случае для меня…
В материалах дела были перечислены тысячи юридических лиц, через которые осуществлялись проводки миллиардов и миллиардов рублей, долларов, евро. При желании, если пойти по следам этих проводок, думаю, было несложно выяснить и происхождение этих денег. Но похоже, что никому не интересно происхождение денег, проходивших через «портал» при банке «Новое время». Как никому уже давно не интересно происхождение порядка 8 миллиардов в рублевом эквиваленте, обнаруженных в ходе обыска в квартирах, связанных с бывшим полковником МВД Дмитрием Захарченко.