Единомышленники
6 марта в Московском городском суде планировалось судебное заседание по рассмотрению апелляционной жалобы, поданной на приговор, вынесенный еще 31 января прошлого года. Это дело в отношении шестерых участников преступной группы, которая, по версии обвинения, принимала самое активное участие в выводе более 150 млрд рублей из «Внешпромбанка».
Ключевой фигурант этой скверной истории – организатор преступной группы, «банкстер» Георгий Беджамов. Еще в 2015 году он покинул Россию и проживает на Западе, прожигая миллиарды, украденные у клиентов «Внешпромбанка».
По версии обвинения, в апреле 2009 года Беджамов вместе со своей сестрой Ларисой Маркус, которая на тот момент возглавляла правление «Внешпромбанка», создали преступную группу. С апреля 2009 года по декабрь 2015 года Беджамов с подельниками организовали выдачу заведомо невозвратных кредитов, «наоформляли» по липовым документам на клиентов банков кредиты, про которые эти самые клиенты даже не знали. Также они вывели деньги с депозитов клиентов без их ведома. В общей сложности, по данным следствия, фигуранты похитили более 156 млрд рублей. Большая часть этих денег была выведена на Запад.
На украденные деньги Георгий Беджамов «понакупал» яхты, самолеты, недвижимость в Монако, в Лондоне, во Франции, в Италии, в Швейцарии, США. В декабре прошлого года Хамовнический суд Москвы заочно приговорил Беджамова к 14 годам колонии строгого режима. Родная сестра Беджамова, Лариса Маркус, не успела сбежать из России. Ее приговорили к 13 годам колонии. Еще 5 фигурантов уголовного дела получили от 4 до 9 лет лишения свободы.
Рассмотрение апелляционной жалобы именно на этот приговор, повторюсь, вынесенный Хамовническим судом Москвы 31 января прошлого года, все откладывается и откладывается. Вот и 6 марта судебное заседание в Мосгорсуде снова перенесли, уже в седьмой раз.
Но эти шестеро фигурантов преступной группы, по версии обвинения, принимавшие участие в ограблении клиентов «Внешпромбанка», хотя бы находятся в тюремных камерах. А вот лидер преступного сообщества, Георгий Беджамов, снова повторюсь, прожигает жизнь в Лондоне.
И на Западе все прекрасно знают, что Беджамов вор и жулик. И не только по решению Хамовнического суда Москвы. Высокий суд Лондона тоже согласился, что Беджамов «банкстер», жулик и вор.
Но репутация пройдохи, похоже, ему только на руку. Еще в 2016 году Беджамова заочно арестовали в России и объявили в международный розыск. Его даже задержали в Монако. Но в тюрьме княжества «банкстер» не засиделся, а быстро вышел на свободу, внеся залог. И тут же перебрался в Лондон и начал распродавать свои активы и прятать деньги. И это неспроста.
Дело в том, что к моменту ареста в Монако Беджамов умудрился задолжать порядка 80 миллионов долларов французскому банку «BNP Paribas». Но французский банк быстро решил проблему. 15 ноября 2016 года Верховный морской суд Гибралтара наложил арест на огромную и шикарную яхту Беджамова «Ester III».
Яхту выставили на торги и продали за 79,5 млн евро. Вырученные деньги отправили на счета «BNP Paribas» на погашение долгов кредиторов. По всей видимости, напуганный таким развитием событий, Беджамов в том же 2016 году продал еще две яхты: «Ester I» и «Ester II», также приобретенные на деньги, украденные у клиентов «Внешпромбанка». Одну яхту «банкстер» продал за 14 млн евро, вторую еще дешевле. Но эти яхты были в разы меньше яхты «Ester III».
Воодушевленная решением Верховного морского суда Гибралтара Россия тоже попыталась добиться ареста актива Беджамова и даже вроде бы преуспела. В марте 2019 года Высокий суд Лондона по иску «Внешпромбанка» арестовал активы Георгия Беджамова на 1 млрд 340 млн фунтов стерлингов, это 1 млрд 750 млн долларов. Суд заморозил имущество «банкстера» по всему миру. Это виллы в Италии и Франции, пятизвездочный отель в Швейцарии, недвижимость в Лондоне.
Суд запретил Беджамову распоряжаться этими активами и постановил предоставить информацию о других активах «банкстера», где бы они ни находились. Надо сказать, что ареста активов «банкстера» Беджамова в интересах «Внешпромбанка» добилась компания «А1», входящая в «Альфа-групп». Это было уже второе подобное судебное решение, которого добились специалисты «А1» в Лондоне.
В 2016 году Высокий суд Лондона уже выносил решение о заморозке активов на общую сумму в 75 млрд рублей другого «банкстера», основателя «Межпромбанка» Сергея Пугачева. А по Беджамову «А1» даже развернула в Лондоне публичную кампанию по поиску его спрятанных активов. Произошло это в конце 2019 года, когда по району Найтсбридж, где предположительно проживал Беджамов, и по центру Лондона начали курсировать грузовики, на которых было размещено объявление о денежном вознаграждении за любую ценную информацию, связанную с активами, прямо или косвенно принадлежащими Георгию Беджамову и Ларисе Маркус.
Точно такие же объявления о вознаграждении были размещены и в газетах «Evening Standard» и «City A.M». «Банкстер» Беджамов тогда сильно обиделся на «А1» и даже обратился в суд с иском о защите того, чего у него, подозреваю, не было и нет – достоинства. Более того, Беджамов обвинил сотрудников «А1» в харассменте, мол, за ним следят, и он опасается за свою безопасность.
Договорился Беджамов и до того, что считает свое дело политическим. Британская пресса в конце 2019 года писала, что Беджамов опасается, что на него может быть совершено точно такое же покушение, как на Сергея Скрипаля в Солсбери.
Нормальный расклад. Как обворовывать клиентов банков и выносить из «Внешпромбанка» 156 млрд рублей – мы не боимся, ни бога, ни черта, ни прокуратуру, ни ФСБ, а вот грузовик с билбордом, что разыскиваются припрятанные активы жулика и вора, Беджамова, выходит, напугал. Сильно напугал. В общем, понятное дело, что «банкстеру» Беджамову, как и «банкстеру» Пугачеву, активность специалистов «А1» не понравилась. Это совершенно нормально.
Абсолютно любому жулику и вору не по душе, когда его лишают возможности распоряжаться наворованным. И похоже, что «банкстеры» проплатили мощную черную PR-кампанию против владельцев «А1» Михаила Фридмана и Петра Авена. Это при том, что после начала специальной военной операции, уже 28 февраля 2022 года Фридмана и Авена включили в санкционный список, и они, чтобы не подставлять «А1», уже весной 2022 года продали свои доли в инвестиционной компании «А1».
Но в марте прошлого года Беджамов приехал в Высокий суд Лондона и обвинил Фридмана и его партнеров в фиктивной сделке по продаже «А1». Надо сказать, что в апреле прошлого года Европейский суд в Люксембурге вынес решение, что представленные Советом Евросоюза доказательства аргументов, по которым основатели «Альфа-групп» Петр Авен и Михаил Фридман в 2022 году попали под санкции, недостаточны для внесения в санкционные списки обоих бизнесменов и сохранения их там. Вроде бы, Фридмана и Авена исключили из санкционного списка, но, увы, только из того списка, который был принят наспех 28 февраля 2022 года.
В марте 2023 года Совет ЕС составил новый санкционный список, в который снова включили и Фридмана, и Авена, признав их ведущими предпринимателями, которые участвуют в секторах экономики, дающих существенный доход правительству России. Кроме того, в августе 2023 года Фридмана и его деловых партнеров включили в санкционный список Минфина США.
Это парадоксальная ситуация. Можно обокрасть десятки тысяч физических и юридических лиц, обанкротить банки, вывести из России сотни миллиардов рублей, как «банкстеры» Беджамов и Пугачев, например, и спокойно проживать на Западе. Жуликам и ворам санкции не грозят.
Может, все объясняется предельно просто. Жулики и воры ментально свои, одной крови, единомышленники с теми, кто, прикрываясь боевыми действиями на Украине, фактически занимаются тем же самым, чем занимались Беджамов и Пугачев. Обворовывают своих клиентов.
Взять для примера компанию «Euroclear». Это базирующаяся в Бельгии международная компания, предоставляющая финансовые услуги, которые специализируются на клиринге и расчетах по сделкам с ценными бумагами, а также на хранении и обслуживании этих самых ценных бумаг.
После начала специальной военной операции и введения санкций против России «Euroclear» заблокировала активы, принадлежащие российским юридическим и физическим лицам, обслуживанием которых компания занималась.
На активах, принадлежавших российским компаниям и физическим лицам, «Euroclear» заработала огромные деньги, но не стала распределять заработанное по счетам своих клиентов, а оставила их себе в виде чистой прибыли. И только с февраля 2022 года по июнь 2024 года на активах, которые принадлежат российским юридическим и физическим лицам, «Euroclear» заработала чистой прибыли 4 млрд 600 млн евро, львиную долю которой распределила в виде премий менеджменту и сотрудникам компании и выплатила дивиденды акционерам.
Если это не воровство и жульничество, то что это? И чем «Euroclear» отличается от «банкстера» Георгия Беджамова? Да практически ничем.
Между тем в социальных сетях началась мощная кампания по дискредитации Михаила Фридмана и его партнеров уже в России. И это очень похоже на кампанию, проплаченную «банкстерами», укравшими в России сотни миллиардов рублей.
Мы будем внимательно следить за развитием событий и не только за судебным процессом в Мосгорсуде, где никак не могут рассмотреть апелляционную жалобу на приговор, вынесенный в отношении родной сестры Георгия Беджамова Ларисы Маркус и еще пятерых фигурантов. По версии обвинения, они принимали самое активное участие в выводе более 150 млрд рублей из «Внешпромбанка».