Кто заказал Врублевского?
В Хамовническом суде Москвы завершается судебный процесс над Павлом Врублевским и его подельниками, которые, по версии обвинения, в апреле 2019 года создали преступную группу и за три года похитили путём мошенничества 437 500 рублей у 29 владельцев карт «Сбербанка». Кроме того, опять же, по версии обвинения, Врублевский с подельниками ещё у восьмерых клиентов «Сбербанка» украли 97 300 рублей. Обвинение настаивает, что эта же преступная группа подготовила липовые платёжные поручения, при помощи которых платила налоги и зарплату сотрудникам, а также провела другие платёжные операции на сумму 424 млн 200 тыс. рублей.
Обвинение потребовало приговорить Павла Врублевского к 12 годам колонии общего режима. Ещё троих фигурантов уголовного дела обвинение предлагает отправить в колонию на сроки от 7 до 10 лет. Ещё один участник преступной группы, который после ареста решил признать вину и пошёл на сделку со следствием, ещё в прошлом году был приговорён к 3 годам колонии общего режима.
Что в итоге? В преступную группу входило не менее 5 человек. Это только установленные следствием. Потому что в ходе судебного процесса регулярно звучало, что в совершении преступлений участвовали и другие неустановленные лица. Так вот, эти пятеро, по версии обвинения, за 3 года криминального промысла похитили с банковских карт 37 доверчивых россиян порядка 540 тысяч рублей, то есть около 180 тысяч рублей в год или 15 тысяч рублей в месяц на пятерых – по 3 тысячи рублей в месяц на каждого.
То есть, если бы эти пятеро вообще ничего не делали, не работали, то получали бы куда больше в качестве пособия по безработице. И вот этот правовой анекдот о хищении 534 тысяч рублей с банковских карт 37 россиян на полном серьезе с октября 2023 года уже почти 15 месяцев рассматривался в Хамовническом суде Москвы.
Справедливости ради надо сказать, что в марте 2022 года, когда арестовали Врублевского и его подельников, МВД бодро отрапортовало, что обезвредило группу интернет-мошенников, которые за последние 3 года вывели в теневой оборот порядка 4 миллиардов рублей. Только при помощи онлайн-сервиса «King Donate» мошенники якобы похитили у доверчивых граждан около 500 миллионов рублей.
В официальном пресс-релизе МВД отчиталось, дословно:
«Проведено более 30 обысков в жилищных и офисных помещениях в городе Москве, Московской, Владимирской и Воронежской областях. Изъято более 100 единиц серверов и другой компьютерной техники, свыше 350 тысяч долларов США, 50 тысяч евро и другие предметы, имеющие доказательственное значение. В качестве свидетелей допрошены 18 человек».
Конец цитаты.
Тогда же в марте 2022 года из МВД просочилась цифра, что в этом уголовном деле порядка 100 тысяч пострадавших. 350 тысяч долларов и 50 тысяч евро в массе своей оказались деньгами людей просто знакомых с Врублевским, которых угораздило аккумулировать крупные суммы налички как раз перед обысками. Кто-то собирался купить автомобиль, кто-то квартиру. Все эти деньги пришлось вернуть. И пострадавших, как оказалось, не 100 тысяч, а 37. Из них соизволили прийти в Хамовнический суд и подтвердить свои показания пятеро.
В общем, на выходе оказался пшик. Не 4 миллиарда похищенных денег и даже не десятки миллионов, а чуть меньше 540 тысяч рублей.
Причастность Врублевского и других фигурантов уголовного дела к этому хищению очень сомнительная. Потому что всем потерпевшим, а их, напомню, по версии обвинения 37 человек, вернули деньги, когда они обратились в свои банки с заявлениями о неправомерном списании средств с их банковских карточек. И возврат осуществила процессинговая компания Врублевского задолго до возбуждения уголовного дела. Но МВД-то уже отчиталось, что обезвредило преступную группу, похитившую порядка 4 миллиардов рублей.
Получается, что полиция обманула страну, Кремль, Путина. Но не выпускать же Врублевского и других фигурантов из тюремных камер, не извиняться же перед ними.
Вот и довели дело, от которого сильно пахнет то ли «липой», то ли «заказухой», до суда. Вот и требует обвинение приговорить Врублевского к 12 годам колонии за хищение 3000 рублей в месяц.
Абсурдность обвинения, предъявленного Павлу Врублевскому и другим фигурантам уголовного дела, выглядит совсем очевидной, если вспомнить, кто такой Павел Врублевский и что из себя представляет созданная им процессинговая компания.
Это очень известная фотография. Справа Павел Врублевский, слева Сергей Иванов, который в разные годы занимал должности министра обороны России, руководителя администрации президента России, вице-премьера, секретаря Совбеза России. Фотография сделана 23 апреля 2011 года в Казани, в «Баскет-холле», на «Финале четырёх» единой баскетбольной «Лиги ВТБ», в тот самый день, когда подмосковный баскетбольный клуб «Химки» сенсационно обыграл «ЦСКА» и стал обладателем кубка «Лиги ВТБ» 2011 года.
В борьбе за бронзовые медали чернокожие парни из клуба «Азовмаш», к тому времени семикратного чемпиона Украины, проиграли казанской команде «УНИКС». В апреле 2011 года в Казани среди зрителей «Финала четырёх» оказались почетный президент Единой баскетбольной лиги ВТБ Сергей Иванов и Павел Врублевский, основатель компании «ChronoPay».
В сезоне 2010-2011 годов «ChronoPay» выступил одним из ключевых спонсоров «Лиги ВТБ», выделив на поддержку баскетбола полтора миллиона долларов. По курсу 2010 года это порядка 50 миллионов рублей. Сумма большая, но не критичная для «ChronoPay». В 2010 году компания Врублевского ежемесячно зарабатывала намного больше, чем выделила в качестве спонсорского взноса на развитие спорта.
Несколько слов про процессинговую компанию «ChronoPay». Врублевский создал её в 2003 году, когда ему было 23 года. Первоначально штаб-квартира компании располагалась в Амстердаме.
На российский рынок компания вышла в 2005 году и стремительно стала лидером обработки платежей кредитными картами в России, контролируя примерно 25% доли рынка. «ChronoPay» обслуживал не только российские компании, но и крупные транснациональные корпорации, например, такие как «Sony» и «Microsoft». Большинство российских благотворительных фондов и некоммерческих организаций в конце нулевых использовали именно «ChronoPay».
В 2011 году офисы «ChronoPay» работали в Москве, Амстердаме, Барселоне, во Флориде и Риге. В Китае начали работать две франшизы. В компании тогда работало более 200 сотрудников.
Именно Врублевский предлагал создать национальную платежную систему еще в конце нулевых, задолго до того, как она была аврально создана в ответ на санкции.
В 2010 году Врублевский обвинил Центр информационной безопасности ФСБ в государственной измене и раскрутке мифа о русской киберугрозе. В 2016 году эти обвинения подтвердились. В тот год арестовали заместителя руководителя Центра информационной безопасности ФСБ полковника Сергея Михайлова. В 2018 году Михайлова приговорили к 22 годам колонии строгого режима за государственную измену. Врублевский выступил одним из свидетелей на судебном процессе над полковником Михайловым и его подельниками, но какие показания дал Врублевский неизвестно.
На это уголовное дело был наложен гриф «секретно», и судебный процесс прошел в закрытом режиме. Со всех участников процесса была взята подписка о неразглашении сведений. В ходе судебного процесса в Хамовническом суде Москвы уже над самим Врублевским он не раз заявлял, что его уголовное преследование – это месть оставшихся на свободе друзей и приятелей Михайлова.
Эта версия вполне имеет право на существование в свете абсурдности обвинений, предъявленных Врублевскому и другим фигурантам уголовного дела. Как имеет право быть высказана и версия, что Павел Врублевский находится в тюремной камере из-за своего 19-летнего сына Петра. 24 июля 2024 года стало известно, что МВД России объявило в розыск 19-летнего Петра Врублевского.
Парня заочно арестовали по обвинению в вымышленном уничтожении чужого имущества. Это часть 2 статьи 167 Уголовного кодекса. Судя по информации, предоставленной прессе, сотрудниками правоохранительных органов был задержан ранее судимый 20-летний уроженец Ставропольского края, который в январе и октябре 2023 года совершил поджог автомобилей Audi и Mercedes-Benz, принадлежавших жительнице поселка Потапово в Новой Москве. Во время следствия поджигатель заявил, что заказ на преступление он получил от Петра Врублевского.
Несколько знакомых Павла Врублевского рассказали мне, что он находится в тюремной камере из-за преступления сына. Петр Врублевский с января 2022 года живет в Швейцарии. Дотянуться до него правоохранители не могут. Но зато Павел Врублевский здесь, в России, под рукой. Вот и расхлебывается за сына. По этой версии получается, что Павел Врублевский – заложник?
Есть еще одна версия, почему Врублевский находится в тюремной камере и почему обвинение запросило ему 12 лет колонии.
Еще в сентябре прошлого года на полях Восточного экономического форума зампред правления «Сбербанка» Станислав Кузнецов привел такие цифры. Оказывается, ежедневно телефонные мошенники совершают порядка 20 миллионов телефонных звонков.
Тогда же, в сентябре прошлого года, зампред «Сбербанка» дал прогноз, что по итогам 2024 года сумма похищенных у россиян денег составит 300 миллиардов рублей.
Приводится фрагмент интервью заместителя председателя правления «Сбербанка» Станислава Кузнецова каналу «России 24»:
Сколько денег вообще удалось вывести или своровать у россиян? Мы считаем, что эта цифра приближается примерно к 250 млрд рублей в год. И если этот тренд сохранится, мы не исключаем, что эта цифра может достигнуть по итогам 2024 года 300 млрд. Подавляющее большинство этих денег уходит в те самые колл-центры, которые орудуют против россиян. Около 20% этих денежных средств идет на заработную плату, звонящим, звонарям. Еще около 20% – это чистая прибыль собственника, хозяина этого колл-центра. Еще 15-20% входит на так называемую крышу – местной полиции, разным бандитам, которые их охраняют. И не менее 40% уходит на финансирование ВСУ.
Вдумайтесь, в 2024 году 40% или 120 миллиардов рублей из 300 миллиардов рублей, похищенных у россиян телефонными мошенниками, ушло на поддержку Вооруженных Сил Украины. А 20% из 300 миллиардов рублей, то есть 60 миллиардов рублей, по оценке зампреда правления «Сбербанка», было потрачено на крышу, то есть – оборотням в погонах.
А кто-нибудь может дать гарантию, что какая-то мизерная часть из этих 60 миллиардов, миллионов эдак 20-25 или чуть больше, не ушла на оплату заказа на Врублевского? Чтобы его надолго замуровали в тюремной камере, а потом в колонии. Чтобы не мешал промышлять телефонным мошенникам. А он реально мешал, потому что не раз публично предлагал конкретные меры против телефонных мошенников.
Увы, лично я таких гарантий дать не могу.
Мы продолжаем следить за судебным процессом в Хамовническом районном суде Москвы на процессе по делу Павла Врублевского и других фигурантов этого очень мутного уголовного дела.