Про мошенников из телефонов
В конце января в Таганском районном суде Москвы прошла целая серия судебных заседаний, в ходе которых были удовлетворены ходатайства следствия о продлении срока содержания под стражей Дмитрия Леонтьева, Анжелы Цырульниковой, Андрея Основы и Артура Каменецкого. Все четверо обвиняются в совершении мошенничества в особо крупном размере в составе организованной группы в отношении народной артистки России Ларисы Долиной.
Это то самое преступление, про которое еще 13 августа прошлого года в виде обращения рассказала сама певица.
Обращение Ларисы Долиной в социальных сетях:
Я стала жертвой мошенников. В отношении меня совершены очень изощренные и спланированные мошеннические действия. По данному факту возбуждено уголовное дело. Я признана потерпевшей, а на мою квартиру наложен арест. Предварительным следствием установлено, что мошенники находятся на территории Украины.
Вот как развивались события.
В апреле прошлого года Долиной позвонили с неизвестного номера. Позвонивший представился сотрудником ФСБ, назвал свое имя, фамилию, должность и сообщил об оперативной информации о том, что преступники заинтересовались банковскими счетами и пятикомнатной квартирой Долиной, и что ФСБ готовит оперативные мероприятия, чтобы арестовать преступников с поличным. Но без помощи Долиной не обойтись, потому что только сама певица может перевести свои деньги на безопасный счет. Только сама певица может продать свою квартиру, а деньги, полученные от покупателя, положить туда же – на безопасный счет.
Звонивший предупредил, что операция секретная, и что за разглашение информации предусмотрена уголовная ответственность.
Это ключевое клеймо всех, без исключения, телефонных мошенников. Ни один сотрудник правоохранительных органов, будь то ФСБ, МВД, СКР, ФСО, прокуратура, никогда, ни при каких условиях, не будет ни с кем договариваться по телефону о проведении оперативного мероприятия. Потому что есть закон «Об оперативно-розыскной деятельности», принятый еще 12 августа 1995 года.
Конечно же, за 30 лет, что действует этот закон, в него вносились изменения. Но эти поправки не затронули нормы, регламентирующие базовые принципы оперативно-розыскной работы. Участие в оперативно-розыскном мероприятии может быть только добровольным. И об этом оформляется официальный документ. Одновременно подписывается обязательство о неразглашении секретных сведений. И эти документы оформляются исключительно при личном присутствии человека, привлеченного к оперативному мероприятию.
Если позвонивший представился сотрудником ФСБ или МВД и начинает говорить о каких-то злодеях, которые угрожают вашим сбережениям или недвижимости, тут же надо прекращать разговор. Если абонент проявляет настойчивость и продолжает звонить, надо требовать личной встречи в отделении полиции или приемной ФСБ. Это главное правило телефонной гигиены, которая оградит от аферистов с мобильниками.
Лариса Долина этим правилом пренебрегла. Поверила на слово, что она участвует в оперативном мероприятии и продала квартиру. Официально продала. Через риэлтерскую фирму.
Пятикомнатная квартира в центре Москвы площадью 236 квадратных метров ушла за 112 миллионов рублей. Рассчитались с Долиной наличными.
112 миллионов рублей – это 224 пачки пятитысячных купюр. Это большой чемодан или огромный баул денег, который вместе с тарой весит порядка 25 кг.
Деньги Долина передала курьеру. О том, что она стала жертвой телефонных мошенников, Лариса Долина поняла лишь в августе, когда объявились новые жильцы и потребовали освободить квартиру. Долина обратилась в полицию.
Справедливости ради надо сказать, что полиция не стала отмахиваться от знаменитой жертвы мошенников. И уже в день обращения Долиной в полицию было возбуждено уголовное дело. В результате расследования быстро установили, как минимум, четырех причастных к преступлению.
Официальный представитель МВД Ирина Волк уже 13 августа прошлого года проинформировала страну:
Мои коллеги из УВД по ЦАУ ГУ МВД России по Москве продолжают расследовать уголовное дело по мошенничеству в особо крутом размере с ущербом более 200 миллионов рублей. Уголовное дело возбуждено в день обращения заявительницы.
В августе текущего года в Управлении внутренних дел Центрального округа города Москвы поступило обращение от гражданки о том, что она получила ряд телефонных звонков от якобы сотрудников правоохранительных органов, которые хотели предотвратить совершаемые в отношении нее мошеннические действия.
Выполняя указания звонивших, гражданка перевела имеющиеся сбережения на подконтрольные счета мошенников, после чего осуществила операцию с недвижимостью, принадлежащей ей на праве собственности, также переведя полученные денежные средства на подконтрольные мошенникам счета. Кроме того, потерпевшая передавала злоумышленникам наличные денежные средства через курьера.
Полиция быстро установила мошенника, звонившего Ларисе Долиной, представляясь сотрудником правоохранительных органов, который и убедил певицу перевести все сбережения на «безопасный счет».
По версии следствия, им оказался 43-летний Дмитрий Леонтьев, проживавший в республике Марий Эл, и в биографии которого уже несколько судимостей за кражи и причинение тяжкого вреда здоровью. Леонтьев исполнял роль дроппера – покупал мобильные телефоны и SIM-карты, предоставлял свои счета для переводов украденных денег. По одному из эпизодов Леонтьев получил на свою карту 3 миллиона рублей со счета Долиной. Правда, Леонтьев утверждает, что кому-то перевел эти деньги, оставив себе за посредничество 30 тысяч рублей.
Курьером оказалась 52-летняя фитнес-тренер Анжелика Цырульникова. Она не признает вины и утверждает, что тоже стала жертвой мошенников. По ее словам, задание она получила по телефону от человека, которого никогда не видела.
Вот как сразу после задержания женщина объяснила, как она стала курьером:
В один из дней или вечеров мне некая работник органов позвонила и сказала, что… … это случилось перед моим днем рождения… она сказала, что у меня для вас есть небольшой подарок. А буквально за несколько дней до этого мы говорили о музыке, о том, что я люблю. И вот как-то так она все приурочила, что у меня будет для вас сюрприз с очень известным человеком. Вы готовы встретиться? Ну и там будет, соответственно, к вам одна небольшая просьба.
Я, естественно, да, говорю. Она говорит, что вы будете очень рады.
И я приехала. Это, действительно, была Лариса Долина.
И ко мне обратились, что у нас к вам просто просьба есть. У нее сейчас какие-то есть финансовые сложности, какое-то идет расследование. А так как вы человек нейтральный, в то же время вы достаточно… везде участвуете, в фестивалях… то есть, вы, как бы, такой нейтральный человек… Мы не хотим никого с работы, потому что ведется вот это закрытое расследование.
Не могли бы вы для нас сделать небольшую услугу, раз вы уже с ней повидались, – забрать у нее сумку…
…мы с ней поздоровались. Она действительно отдала мне большой пакет. Сказала, что он очень тяжелый. Я была, конечно, приятно удивлена, что это была Лариса Долина. На этом я забрала большой пакет и проследовала как бы вот в машину…
…сейчас у меня еще будет одна просьба, что у нее очень большие финансовые там какие-то сложности. В какую-то она попала в нехорошую историю. У нас к вам просьба… Вы бы не могли ей помочь…
Потом уже она, когда я находись в машине, сказала, что там, скорее всего, будут финансы. Мы вас просим их отвезти. И там, действительно, стоят кассовые аппараты. Есть такая некая криптовалюта, где мне любезно… я сумочку поставила, там все достали. Все при мне посчитали.
Сумму я даже сейчас озвучивать не буду, потому что я к этому вообще никак не отнеслась. Это просто вот как услуга. Никаких там, что я мошенница, что я в каких-то там операциях… Ничего.
То есть мне тут же при мне сделали криптокошелек в моем телефоне. Туда денежки перевели. Там вставили другую ссылочку. С моего, естественно, кошелька деньги перевели. И я спокойная и умиротворенная вернулась домой.
Несмотря на то, что Цырульникова тоже считает себя жертвой телефонных мошенников, по версии следствия, она соучастник преступления, член преступной группы, совершившей мошенничество. Потому что именно она забрала у Ларисы Дольной 25-килограммовую сумку со 112 миллионами рублей.
Уже почти полгода Лариса Цырульникова находится в тюремной камере СИЗО. Хамовнический суд Москвы несколько раз продлевал ей срок содержания под стражей. В общем, дотянуться до скрывающихся на Украине организаторов мошеннической атаки на Ларису Долину, про которых в августе прошлого года упомянула сама жертва преступления, следствие не может. Но хотя бы установила соучастников-россиян. А тысячи подобных преступлений не то что не раскрыты, по ним даже уголовные дела возбуждаются со скрипом, потому, как и жертвы преступлений не такие знаменитые как Лариса Долина, и потому что навар телефонных мошенников поскромнее. Хотя это тоже очень большие суммы для простых россиян.
А в целом по стране это сотни миллиардов рублей. Эту цифру еще в сентябре прошлого года на экономическом форуме во Владивостоке назвал зампред Правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
Фрагмент интервью заместителя председателя Правления Сбербанка Станислава Кузнецова каналу «России 24»:
Сколько денег вообще удалось вывести или своровать у россиян? Мы считаем, что эта цифра приближается примерно к 250 миллиардам. 250 миллиардов в год.И если этот тренд сохранится, мы не исключаем, что эта цифра может достигнуть по итогам 2024 года 300 миллиардов.
Подавляющее большинство этих денег уходит в те самые колл-центры, которые орудуют против россиян. Около 20% этих денежных средств идет на заработную плату, звонящим, звонарям. Еще около 20% – это чистая прибыль собственника, хозяина этого колл-центра. Еще 15-20% входит на так называемую крышу – местной полиции, разным бандитам, которые их охраняют. И не менее 40% уходит на финансирование ВСУ.
Вдумайтесь, 300 миллиардов рублей похищено у россиян телефонными мошенниками в 2024 году. А 20% из 300 миллиардов рублей, то есть 60 миллиардов рублей, по оценке зампреда Правления «Сбербанка», было потрачено на крышу, то есть на взятки оборотням в погонах.
Стоит ли удивляться, что раскрываемость преступлений телефонных мошенников очень низкая? И, как ни печально, количество преступлений, совершенных телефонными мошенниками, похоже, будет увеличиваться.
Известный IT-бизнесмен Сергей Менделеев в разговоре со мной очень скептически оценил перспективу полного исчезновения телефонных мошенников. Сегодня в любом переходе можно купить SIM-карту без каких-либо документов. А на эти SIM-карты легко делается пул IP-телефонии, и начинается раздолье для мошенников.
А вот если бы операторов сотовой связи начали наказывать огромными штрафами за каждый номер, оформленный на дроппа, либо вообще не оформленный, телефонное мошенничество тут же прекратилось бы, потому что неоткуда было бы звонить.
Менделеев привел конкретный пример. В феврале 2021 года в Дубае трагически погиб 40-летний Станислав Другалев, российский предприниматель, сооснователь криптовалютной биржи «Garantex» и основатель, бывший владелец и гендиректор компании «Караван-Телеком».
У Другалева был номер мобильного телефона: +7 (903)743-08-95. По словам Менделеева, после гибели Другалева этот номер уже трижды перевыпускали мошенники. Трижды! И этот номер до сих пор не заблокирован. Им до сих пор пользуются мошенники.
По мнению Сергея Менделеева, операторы сотовой связи вполне могут настроить свое оборудование так, что если с какого-то номера в течение короткого промежутка времени совершается 15-20 звонков на разные номера, то этот абонент тут же будет заблокирован.
Почему связисты не делают этого? Потому что им безразлично, кто и зачем звонит. Они не несут никакой ответственности. То же самое с банками. Им, как правило, тоже нет никакого дела до того, зачем и для чего человек снимает крупные суммы денег.
Хотя бывают и исключения. Но очень редко.
Есть претензии к банкам и у Дмитрия Артимовича.Это известный российский программист, специалист в области платежных систем, автор учебника «Электронные платежи в интернете» и бестселлера «Я – хакер!».
Пятнадцать лет назад Дмитрий вместе со своим братом провел хакерскую атаку на сайт продажи билетов «Аэрофлота». В результате с 15 по 24 июля 2010 года клиенты «Аэрофлота» не могли купить в интернете билеты на авиарейсы «Аэрофлота».
За это преступление Дмитрия Артимовича приговорили к 2,5 годам колонии-поселения. После освобождения Артимович занялся просветительством и написал несколько книг, в том числе и о том, как защититься от хакеров и прочего криминала в интернете.
В разговоре со мной Дмитрий Артимович очень скептически оценил перспективы возможности технического блокирования телефонных мошенников. По мнению Артимовича, это не техническая проблема, это вопрос социальной инженерии. Это раньше был популярен так называемый «кардинг», то есть копирование пластиковых карт или данных карт. Вот «кардинг» – это как раз техническое мошенничество.
США очень эффективно боролись с «кардингом», заставив банки компенсировать украденные деньги по заявлению клиента. В Штатах банк должен либо вернуть деньги, либо доказать, что потратил их именно ты. Отсюда появились системы 3D-секьюрити, PIN-коды, когда ты подтверждаешь транзакцию.
Ко всеобщему заблуждению, как это преподносят банки, подтверждение СМСкой защищает не тебя, а банк от твоих претензий. СМСкой ты фактически подписываешь транзакцию, а значит именно ты ее совершил, сам, лично и никто другой. Поэтому ни один сотрудник банка никогда не будет просить продиктовать цифры, отправленные вам банком СМС-сообщением.
Если кто-то просит продиктовать цифры, надо тут же обрывать разговор. Это мошенники.
По мнению Дмитрия Артимовича, сейчас основная проблема в борьбе с телефонными мошенниками – это безграмотность населения.Мошенники при помощи методов социальной инженерии буквально вытаскивают из жертвы код из СМС. То есть убеждают жертву подписать транзакцию.
Артимович считает, что самый эффективный способ борьбы с телефонными мошенниками – это просвещение. Людей необходимо учить что такое банковский счет, что, пока деньги лежат на счету в банке, ответственность за них несет банк. Поэтому не существует никаких «безопасных счетов». Все счета, открытые в банках, безопасные. И не надо никуда переводить свои деньги, подписывая перевод кодом, полученным из банка при помощи СМС.
Насчет тотальной безграмотности населения Дмитрий Артемович прав. И поразительную безграмотность проявляют даже люди, у которых, казалось бы, должен быть иммунитет от мошенников.
Вот совсем свежий январский пример. 21 января пресса и Telegram-каналы наперегонки писали про 71-летнюю Ольгу Серову, которая до выхода на пенсию трудилась руководителем «Корпорации развития Самарской области» и помощницей «тогдашнего» губернатора области Владимира Артякова.
В одном из офисов банка «ВТБ» Ольга Серова сняла со своих счетов 350 миллионов рублей и 80 тысяч долларов – почти центнер наличных денег. Менеджеры банка два дня уговаривали женщину отказаться от этих действий. Но она настояла на своем.
Получив деньги на руки, она передала все средства злоумышленникам. После визита в «ВТБ» Серова отправилась в «Сбербанк». Но там она не смогла снять деньги. Специалистам «Сбербанка» удалось убедить пенсионерку, что она стала жертвой мошенников. В итоге Ольга Серова обратилась в полицию с заявлением о преступлении.
И в конце программы – хорошая новость с фронта борьбы с телефонными мошенниками. В начале декабря прошлого года сотрудники ФСБ обезвредили российское отделение международной сети колл-центров «Милтон-групп», расположенного в Москве. Аферисты под видом инвестиций в криптовалюту и ценные активы выманивали деньги у доверчивых граждан, как правило, пенсионеров из более чем 50 стран мира.
По данным ФСБ, ежесуточный доход телефонных мошенников, обманывавших людей из этого колл-центра, составлял около 1 миллиона долларов. Во время спецоперации в Москве были задержаны 11 руководителей и сотрудников колл-центра, в том числе гражданин Израиля и Украины Яков Кесельман. Еще один организатор этого колл-центра – гражданин Израиля и Грузии Давид Тодва объявлен в розыск.
В тот же день, когда появилась информация о ликвидации этого колл-центра, 9 декабря 2024 года ФСБ распространило официальное сообщение, что:
«В последнее время участились случаи хищения личных или кредитных денежных средств граждан неизвестными лицами с использованием подменных телефонных номеров, идентичных номерам телефонов ФСБ России. Представляющиеся сотрудниками органов безопасности мошенники убеждают потенциальную жертву перевести личные или кредитные денежные средства на «безопасный счет» или срочно обналичить их с последующей передачей курьеру, якобы с целью обеспечения их сохранности, а также для оказания помощи оперативным сотрудникам в предупреждении и раскрытии преступления экономического характера.
Кроме того, мошенники нередко используют схему вымогательства денежных средств в обмен на закрытие возбужденных, с их слов, «уголовных дел» в отношении граждан или членов их семей.
Указанные действия сопровождаются демонстрацией посредством телефонных мессенджеров фотографий «служебных удостоверений» лжесотрудников органов безопасности, копий «приказов» и иных документов, якобы обязывающих гражданина оказать содействие следственным органам. Граждан убеждают соблюдать конфиденциальность, угрожая в противном случае привлечь их к уголовной ответственности за разглашение государственной тайны или отказ от сотрудничества».
Прошу извинения за столь большую цитату, но это реально очень важно.
ФСБ официально проинформировала:
«В этой связи информируем, что уведомление гражданина о привлечении в качестве подозреваемого, обвиняемого по уголовному делу осуществляется исключительно в письменном виде и вручается лично. Сотрудники ФСБ России никогда не используют мессенджеры для связи с гражданами, не присылают им копии и фотографии своих служебных удостоверений, ведомственных приказов и иных правовых актов.
Телефоны доверия, общественных приемных органов безопасности используются исключительно для приема информации от граждан и организаций. Также вы всегда можете перезвонить на эти номера и убедиться, что звонившее вам лицо не имеет отношения к правоохранительным органам.
Если в речи позвонившего вам человека используются слова: «ФСБ», «МВД», «Следственный комитет», «представитель службы безопасности банка», «безопасный счет», «единый расчетный счет Центрального банка России», «ваш гражданский долг», «сообщите код из СМС/ данные вашей карты/паспорта/ СНИЛС», если вас убеждают срочно продать недвижимое имущество или транспортное средство – положите трубку. За это в действующем российском законодательстве не предусмотрено ни уголовной, ни административной ответственности».
Понятно, да?
Кладите трубку, прерывайте разговор. По большому счету, можете даже послать афериста из телефона лесом или еще куда подальше. За это не предусмотрено никакой ответственности. Это гарантировало ФСБ.
Повторюсь, официальное сообщение на официальном сайте ФСБ появилось 9 декабря 2024 года, а через два дня, 11 декабря, снова на официальном сайте ФСБ появилось сообщение еще об одном крупном успехе правоохранительных органов в борьбе с телефонными мошенниками.
ФСБ сообщило о пресечении противоправной деятельности организованной преступной группы, контролировавшей функционирование на территории города Москвы работу трех офисов «колл-центров», жертвами которых, по предварительной оценке, стали несколько десятков тысяч граждан более 20 иностранных государств: Англии, Болгарии, Германии, Испании, Италии, Кореи, Польши, Сербии, Турции, Франции, Чехии, Японии и других. Ущерб от противоправной деятельности этих колл-центров исчисляется десятками миллионов долларов США.
Согласитесь, обнадеживающая информация. Могут же правоохранительные органы «прижимать к ногтю» и телефонных мошенников.
Мы будем следить за новостями, как о жертвах телефонных мошенников, так и про негодяев с телефонами, которых удалось отправить на тюремные шконки.